http://logos.press.md/Weekly/Main.a...04&YearNum=32&Theme=2&Topic=14328
МОЛДАВСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО
"ПКРМ станет партией, которая приведет страну к молдавскому экономическому чуду, даже несмотря на то, что в Республике Молдова ощущается дефицит свежих экономических идей" (из выступления Владимира Воронина, октябрь 2003 г.). "Стабильность в нашем случае особо ценна только тем, что может, наконец, послужить неким плацдармом для принципиально нового рывка вперед, к новой, более устойчивой и долговременной модели" (из доклада Президента 28 июля 2004 г.). "Теперь перед нами стоит более серьезная цель - формирование принципиально новой экономической модели" (из выступления главы государства 27 августа 2004 г.).
Президент уже который раз требует от Правительства чуда. Но, судя по опубликованному на днях среднесрочному прогнозу расходов на 2005-2007 гг. (кстати, многие эксперты называют его "хорошо продуманным документом"), чуда пока не ожидается.
"Молдове не нужна стабильность ради стабильности, ей нужен экономический рывок", - сказал Владимир Воронин, провожая Парламент на каникулы. Сравним: "России не нужны реформы ради реформ", - заявил в своем послании к Федеральному собранию Владимир Путин и потребовал от Правительства за 10 лет удвоить валовой внутренний продукт. Чем это обернулось для кабинета Касьянова, знают все. Естественно, Правительство Василия Тарлева сейчас в отставку никто отправлять не собирается. Во-первых, это нужно делать хотя бы за полгода до выборов. Во-вторых, пока не за что. Но и не прислушаться к словам Президента, который уже несколько лет намекает кабинету министров, что 6-7-процентного роста ВВП для страны крайне недостаточно, нельзя.
Итак, возможно ли в Молдове хотя бы в обозримом будущем "экономическое чудо"? "На рост экономики Молдовы влияют два фактора - внутренний и внешний. Внешний особенно. Поэтому в прогнозах минфина обычно учитываются прогнозы экспертов России, МВФ или ВБ. Нынешний рост молдавской экономики в значительной степени произошел из-за того, что Россия оправилась от кризиса 1998-99 гг. плюс на рынке нефти сложилась благоприятная для конъюнктура. В результате российский рынок стал больше потреблять, а это открыло шлюзы для молдавского экспорта. Однако сейчас и российские и западные эксперты прогнозируют замедление темпов роста в странах СНГ и Восточной Европы", - поставил крест на экономическом рывке экономист Александр Муравский. Судя по среднесрочному прогнозу расходов, в министерствах экономики и финансов тоже так думают. В документе прямо написано: реальный рост ВВП в Молдове снизился с 7,8% в 2002 г. до 6,3% в 2003 г., а на последующие три года прогнозируется, что ВВП подрастет не более, чем на 5%. Правда, правительственные экономисты сразу оговорились: предварительный прогноз разработан в соответствии с умеренным сценарием, жизнь еще может внести в него коррективы. И вроде как уже внесла - в первом полугодии 2004 г., по предварительным оценкам, ВВП вырос на 7% по сравнению с прошлым годом, а к концу года минэкономики планирует вообще чуть ли не 8%.
"У нынешней Молдовы довольно высокие темпы роста по сравнению с теми же США, или, скажем, Евросоюзом, но эти показатели связаны с процессом восстановления. ВВП за последние 10 лет сократился втрое, так что в нашей экономике сохранился какой-то потенциал для восстановления. А вообще, все экономические скачки не инициировались снизу: предприниматели напряглись и перевыполнили свои бизнес-планы. Все шло сверху - изменялся характер государственного управления экономикой", - таково мнение бывшего замминистра экономики, а сейчас ведущего сотрудника Института экономических исследований АНМ Елены Гореловой.
Так что же нужно сделать государству, чтобы изменился характер управления экономикой? Елена Горелова считает, что, во-первых, "перестать шарахаться из стороны в сторону". Взять, например, бюджет. Уже несколько лет основной финансовый закон в Республике Молдова планируется по-новому: исходя из макроэкономического прогноза плюс программное планирование (пока по трем секторам - здравоохранение, образование и социальная помощь). Вроде бы все верно, но: "В бюджет в течение года вносится очень много корректив. Да, случаются какие-то чрезвычайные ситуации, но все равно власти, как правило, не придерживаются ранее намеченных приоритетов. Если бы переход к новому бюджетному планированию осуществлялся быстрее и качественнее, я уверена, что и результаты были бы лучше, чем сейчас. Ведь бюджет - это тоже инструмент планирования. Кроме того, бюджет (при разумном, естественно, подходе) позволяет сконцентрировать средства там, где можно быстро получить социальный и экономический эффект."
Такими приоритетами, по мнению Елены Гореловой, могли бы стать, например, биотехнологии, благо, какой-то потенциал в стране еще сохранился. Кстати, в этом направлении давно уже движется Китай, хотя его стартовый капитал от молдавского мало чем отличался: голодные бедные регионы и коммунисты у власти. На первом этапе реализации своего экономического чуда Китай создал торговые зоны свободного предпринимательства по всему побережью, предложив инвесторам очень хорошие условия, причем в тех секторах, где можно получить высокие доходы - до 40% в год. Отдача не заставила себя долго ждать. Получив высокие темпы роста, Китай стал создавать ЗСП во внутренних районах страны, переориентировав их на развитие высокотехнологичного производства. "Почему бы и нам не отобрать несколько секторов или видов производств с большим будущим и несколько депрессивных регионов и не создать там что-то аналогичное?", - считает Елена Горелова. Кстати, идеей создания ЗСП по китайской модели руководство страны вдохновилось несколько лет назад, когда и Президент, и премьер-министр ездили перенимать опыт у дружественного Китая. Но потом все как-то само по себе заглохло.
По мнению Александра Муравского, чтобы ситуация в экономике кардинальным образом изменилась, нужно вернуться к прописным истинам - Молдове, как воздух, необходим иностранный капитал. "Чтобы вывести республику за 5-10 лет на уровень среднеразвитого государства Восточной Европы, нужны огромные деньги. Весь местный капитал, даже если его собрать из чулок, не покроет и 10% необходимых средств. А серьезный иностранный капитал к нам вряд ли придет. Во-первых, мы для него не интересны. Во-вторых, действия Правительства противоречивы. В-третьих, атаки на "Фармако" или "Юнион Феносу" стали сигналом для инвесторов - их здесь не любят".
Если мы хотим говорить о серьезном экономическом рывке, то, по словам Александра Муравского, должны принять определенные правила игры и использовать те ресурсы, которые для этого необходимы. "Вот у нас кричат: предприятия не могут развиваться, так как банки за свои кредиты берут слишком большие проценты. А чем государство отличается от той же фабрики или завода? Таких дешевых кредитов, как дают МВФ и ВБ, в мире больше нет. Но Президент заявляет: мы больше не бегаем по миру с протянутой рукой в поисках кредитов и не находимся у кого-то на иждивении. Фактически своими словами глава государства ставит на своей же идее развития крест".
Что же касается создания "принципиально новой экономической модели", то и по мнению Елены Гореловой, и по мнению Александра Муравского, изобретать, собственно говоря, нечего, некому (если, конечно, не звать "варягов") и незачем. Во-первых, у страны уже есть план действий - Стратегия экономического роста и борьбы с бедностью. На написание этого документа итак ушло четыре года, если власти возьмутся за новую модель, то придется потерять еще больше времени. "Я не представляю, каким образом можно придумать для Молдовы что-то принципиально новое. Нужно просто последовательно и спокойно внедрять уже написанную и одобренную кредиторами Стратегию, и это даст какой-то эффект", - считает Елена Горелова.
"И Стратегия экономического роста и борьбы с бедностью, и новая модель развития без внешнего финансирования обречены на провал. А до конца следующего года деньги к нам вряд ли придут: выборы, назначение нового кабинета министров, новая программа его деятельности. В общем, еще года полтора-два у нас будут внедряться какие-то мелкие проекты, целенаправленного финансирования не будет. А без него ни о каком экономическом рывке и думать не приходится", - заявил в интервью "ЛП" Александр Муравский.
Оксана НЕСТЕРОВА
МОЛДАВСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО
"ПКРМ станет партией, которая приведет страну к молдавскому экономическому чуду, даже несмотря на то, что в Республике Молдова ощущается дефицит свежих экономических идей" (из выступления Владимира Воронина, октябрь 2003 г.). "Стабильность в нашем случае особо ценна только тем, что может, наконец, послужить неким плацдармом для принципиально нового рывка вперед, к новой, более устойчивой и долговременной модели" (из доклада Президента 28 июля 2004 г.). "Теперь перед нами стоит более серьезная цель - формирование принципиально новой экономической модели" (из выступления главы государства 27 августа 2004 г.).
Президент уже который раз требует от Правительства чуда. Но, судя по опубликованному на днях среднесрочному прогнозу расходов на 2005-2007 гг. (кстати, многие эксперты называют его "хорошо продуманным документом"), чуда пока не ожидается.
"Молдове не нужна стабильность ради стабильности, ей нужен экономический рывок", - сказал Владимир Воронин, провожая Парламент на каникулы. Сравним: "России не нужны реформы ради реформ", - заявил в своем послании к Федеральному собранию Владимир Путин и потребовал от Правительства за 10 лет удвоить валовой внутренний продукт. Чем это обернулось для кабинета Касьянова, знают все. Естественно, Правительство Василия Тарлева сейчас в отставку никто отправлять не собирается. Во-первых, это нужно делать хотя бы за полгода до выборов. Во-вторых, пока не за что. Но и не прислушаться к словам Президента, который уже несколько лет намекает кабинету министров, что 6-7-процентного роста ВВП для страны крайне недостаточно, нельзя.
Итак, возможно ли в Молдове хотя бы в обозримом будущем "экономическое чудо"? "На рост экономики Молдовы влияют два фактора - внутренний и внешний. Внешний особенно. Поэтому в прогнозах минфина обычно учитываются прогнозы экспертов России, МВФ или ВБ. Нынешний рост молдавской экономики в значительной степени произошел из-за того, что Россия оправилась от кризиса 1998-99 гг. плюс на рынке нефти сложилась благоприятная для конъюнктура. В результате российский рынок стал больше потреблять, а это открыло шлюзы для молдавского экспорта. Однако сейчас и российские и западные эксперты прогнозируют замедление темпов роста в странах СНГ и Восточной Европы", - поставил крест на экономическом рывке экономист Александр Муравский. Судя по среднесрочному прогнозу расходов, в министерствах экономики и финансов тоже так думают. В документе прямо написано: реальный рост ВВП в Молдове снизился с 7,8% в 2002 г. до 6,3% в 2003 г., а на последующие три года прогнозируется, что ВВП подрастет не более, чем на 5%. Правда, правительственные экономисты сразу оговорились: предварительный прогноз разработан в соответствии с умеренным сценарием, жизнь еще может внести в него коррективы. И вроде как уже внесла - в первом полугодии 2004 г., по предварительным оценкам, ВВП вырос на 7% по сравнению с прошлым годом, а к концу года минэкономики планирует вообще чуть ли не 8%.
"У нынешней Молдовы довольно высокие темпы роста по сравнению с теми же США, или, скажем, Евросоюзом, но эти показатели связаны с процессом восстановления. ВВП за последние 10 лет сократился втрое, так что в нашей экономике сохранился какой-то потенциал для восстановления. А вообще, все экономические скачки не инициировались снизу: предприниматели напряглись и перевыполнили свои бизнес-планы. Все шло сверху - изменялся характер государственного управления экономикой", - таково мнение бывшего замминистра экономики, а сейчас ведущего сотрудника Института экономических исследований АНМ Елены Гореловой.
Так что же нужно сделать государству, чтобы изменился характер управления экономикой? Елена Горелова считает, что, во-первых, "перестать шарахаться из стороны в сторону". Взять, например, бюджет. Уже несколько лет основной финансовый закон в Республике Молдова планируется по-новому: исходя из макроэкономического прогноза плюс программное планирование (пока по трем секторам - здравоохранение, образование и социальная помощь). Вроде бы все верно, но: "В бюджет в течение года вносится очень много корректив. Да, случаются какие-то чрезвычайные ситуации, но все равно власти, как правило, не придерживаются ранее намеченных приоритетов. Если бы переход к новому бюджетному планированию осуществлялся быстрее и качественнее, я уверена, что и результаты были бы лучше, чем сейчас. Ведь бюджет - это тоже инструмент планирования. Кроме того, бюджет (при разумном, естественно, подходе) позволяет сконцентрировать средства там, где можно быстро получить социальный и экономический эффект."
Такими приоритетами, по мнению Елены Гореловой, могли бы стать, например, биотехнологии, благо, какой-то потенциал в стране еще сохранился. Кстати, в этом направлении давно уже движется Китай, хотя его стартовый капитал от молдавского мало чем отличался: голодные бедные регионы и коммунисты у власти. На первом этапе реализации своего экономического чуда Китай создал торговые зоны свободного предпринимательства по всему побережью, предложив инвесторам очень хорошие условия, причем в тех секторах, где можно получить высокие доходы - до 40% в год. Отдача не заставила себя долго ждать. Получив высокие темпы роста, Китай стал создавать ЗСП во внутренних районах страны, переориентировав их на развитие высокотехнологичного производства. "Почему бы и нам не отобрать несколько секторов или видов производств с большим будущим и несколько депрессивных регионов и не создать там что-то аналогичное?", - считает Елена Горелова. Кстати, идеей создания ЗСП по китайской модели руководство страны вдохновилось несколько лет назад, когда и Президент, и премьер-министр ездили перенимать опыт у дружественного Китая. Но потом все как-то само по себе заглохло.
По мнению Александра Муравского, чтобы ситуация в экономике кардинальным образом изменилась, нужно вернуться к прописным истинам - Молдове, как воздух, необходим иностранный капитал. "Чтобы вывести республику за 5-10 лет на уровень среднеразвитого государства Восточной Европы, нужны огромные деньги. Весь местный капитал, даже если его собрать из чулок, не покроет и 10% необходимых средств. А серьезный иностранный капитал к нам вряд ли придет. Во-первых, мы для него не интересны. Во-вторых, действия Правительства противоречивы. В-третьих, атаки на "Фармако" или "Юнион Феносу" стали сигналом для инвесторов - их здесь не любят".
Если мы хотим говорить о серьезном экономическом рывке, то, по словам Александра Муравского, должны принять определенные правила игры и использовать те ресурсы, которые для этого необходимы. "Вот у нас кричат: предприятия не могут развиваться, так как банки за свои кредиты берут слишком большие проценты. А чем государство отличается от той же фабрики или завода? Таких дешевых кредитов, как дают МВФ и ВБ, в мире больше нет. Но Президент заявляет: мы больше не бегаем по миру с протянутой рукой в поисках кредитов и не находимся у кого-то на иждивении. Фактически своими словами глава государства ставит на своей же идее развития крест".
Что же касается создания "принципиально новой экономической модели", то и по мнению Елены Гореловой, и по мнению Александра Муравского, изобретать, собственно говоря, нечего, некому (если, конечно, не звать "варягов") и незачем. Во-первых, у страны уже есть план действий - Стратегия экономического роста и борьбы с бедностью. На написание этого документа итак ушло четыре года, если власти возьмутся за новую модель, то придется потерять еще больше времени. "Я не представляю, каким образом можно придумать для Молдовы что-то принципиально новое. Нужно просто последовательно и спокойно внедрять уже написанную и одобренную кредиторами Стратегию, и это даст какой-то эффект", - считает Елена Горелова.
"И Стратегия экономического роста и борьбы с бедностью, и новая модель развития без внешнего финансирования обречены на провал. А до конца следующего года деньги к нам вряд ли придут: выборы, назначение нового кабинета министров, новая программа его деятельности. В общем, еще года полтора-два у нас будут внедряться какие-то мелкие проекты, целенаправленного финансирования не будет. А без него ни о каком экономическом рывке и думать не приходится", - заявил в интервью "ЛП" Александр Муравский.
Оксана НЕСТЕРОВА